ГлавнаяБаза знанийСемь правил охранных систем

Семь правил охранных систем

«Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке - и ваши дела пойдут в гору» говорил  Дж. Д. Рокфеллер, и зная о его финансовых успехах ему можно верить.

parsec

В этой статье я хочу рассказать об охранных системах, точнее о наиболее запутанном ее разделе – технических средствах охраны. Целью данной статьи является дать общее представление о современных системах охраны, их классификации и назначении, я надеюсь это должно помочь Вам в выборе элементов системы охраны, необходимых Вашему бизнесу, что в конечном итоге сэкономит денежные средства на развертывание охранных систем, и Вы избежите  необоснованных трат на приобретение малоэффективных систем.

Покупая любую охранную систему ошибочно полагать, что чем дороже она стоит, тем вы более защищены. Или наоборот полагать, что наличие любой охранной системы убережет Вас от всех бед.

Я считаю, что «не стоит строить самый высокий забор, достаточно чтобы он был чуть выше, чем у соседа». Кроме этого, не следует забывать, что покупая систему охраны Вы покупаете услугу, а не товар. Если при покупке товара наиболее логично выбрать товар с наименьшей стоимостью, то при покупке услуги важно ее качество и соответствие предложенного решения Вашим потребностям.

Отсюда Правило номер одинтребуйте проект.

Проект поможет Вам как заказчику понять, что же Вы получите в итоге, а Подрядчику более точно понять Ваши потребности. Скажу по опыту, что большинство проектов – стандартные, но я не разу не встречал «стандартных» заказчиков, поэтому каждый реализуемый проект всегда имеет свои особенности, которые следует обговорить до его реализации.

picture

По моему мнению, если Вы в настоящее время не можете вложить деньги в эффективную систему охраны – стройте систему охраны поэтапно. Для начала можно просто повесить таблички «Объект находится под охраной» или «Ведется видеонаблюдение» изготовить их можно самим, но кого-то они отпугнут или «удержат».

Наличие систем охраны не делает Ваш объект неуязвимым, системы охраны лишь информируют, фиксируют  и/или предотвращают наступление нежелательных для Вас событий, но не уберегают Вас от них.

Поэтому вкладывание денег в малоэффективные системы ведет к эффекту самообмана, когда Вы только думаете что все под контролем, на практике это выглядит так: система не работает, а «выкинуть» жалко, не доводите себя до этого состояния. 

Я думаю, что большинство читателей сталкивались с системами охраны, но мало кто задумывался, что под системами охраны следует понимать три функционально разных системы:

  1. Системы контроля доступа

  2. Системы сигнализации

  3. Системы охранного телевидения (видеонаблюдение).

Назначение данных систем понятно из их названия. Я настоятельно рекомендую при выборе охранных систем подумать, какие функции действительно нужны, какие желательны, а какие бесполезны в Вашем бизнесе. В настоящее время Вы можете купить оборудование с различным набором функций, но во-первых: чем оборудование сложнее, тем оно дороже, а во вторых сложное оборудование, особенно работающее с применением компьютеров не надежно в работе.

Второе правило – выбирайте автономные системы охраны. Под автономными системами я подразумеваю системы, которые сами реализуют охранные функции. Другими словами к ним подключаются внешние охранные устройства (датчики, видеокамеры и т.п.) и источник питания (электричество). Компьютер в охранных системах может служить лишь средством отображения информации, а не ядром охранной системы. Охранная система, где компьютер служит ядром системы, по моему мнению «выброшенные деньги».

Если приводить примеры охранных систем, то простейший пример охранной системы это домофон в подъезде.

Действительно войти в подъезд может только тот, у кого есть соответствующий ключ (брелок, карточка). Но обычный домофон не позволяет идинтифицировать человека (войдет тот, у кого ключ, а не Петров или Иванов), через открытую дверь может пройти несколько человек как в одном так и в обратном направлении, не ведется учет кто и когда входил, нет возможности принудительно открыть дверь (например, представителям скорой помощи или пожарным), нельзя заблокировать дверь, тем более осуществлять такую блокировку по расписанию. Этот список «недостатков» можно продолжать, но написал я их только для того, чтобы Вы обратили внимание на то, что все-таки чаще всего для контроля доступа применяются именно домофоны, так как в большинстве случаев они сочетают наибольшую функциональность по разумной цене, при этом все отлично работает без компьютеров.

Если системы сигнализации и контроля доступа устанавливает большинство предпринимателей, то видеонаблюдение или охранное телевидение встретишь редко. Как правило, дело ограничивается выше упомянутыми табличками. Обычно руководитель оперирует такими понятиями как:

  • а чего за ними подсматривать

  • лица все равно не увидишь

  • меня и так охраняет ЧОП и т.п.

Все эти понятия постоянно обсуждаются сотрудниками, так как ни одна из охранных систем не фиксирует их действия, указывая на недостатки в их работе. Возникли эти понятия, когда к системе видеонаблюдения прилагался монитор, который стоял у охраны и перед ним «спал» охранник. Установка такой системы видеонаблюдения в небольшом магазине была не только бесполезной, но и невозможной (негде было разместить монитор). Современные системы видеонаблюдения обычно не имеют монитора (он ставится только в случае крайней необходимости или по желанию), а изображение с камер может быть передано прямо на экран мобильного телефона/планшета руководителя или ответственного лица. Проанализировать изображение (посмотреть запись) можно с любого компьютера/планшета подключенного к сети, зная соответствующие имя и пароль.

old_bayer

Поэтому на старые понятия я предлагаю  посмотреть следующим образом:- подглядывать нехорошо (я с этим полностью согласен) но посмотреть какой товар на витрине, как он разложен и главное - есть ли продавец за прилавком - вот ради чего стоит «подсматривать». Наши клиенты отмечают то, что с установкой системы видеонаблюдения продажи растут в среднем на 15%. Наибольший рост отмечается именно контролем нахождения продавца за прилавком.

Например, в одной торговой точке, которая торгует мясом, к системе видеонаблюдения подошли творчески: монитор от системы видеонаблюдения вывели в разрубочную, на прилавке намеренно оставили пустое место для подноса. Продавец намеренно создавала небольшую очередь, и когда у прилавка собиралось 3-4 человека из разрубочной выносили поднос свежего фарша. Тот, кто выносил поднос, обращался к продавщице со словами «…такое хорошее мясо, оставь мне …, а она ему в ответ … да и себе нужно взять, не часто хорошее мясо пускают на фарш…» И как вы понимаете, покупатели быстро и щедро оплачивали эту театральную постановку. «После спектакля» поднос уносился, сверху добавлялся новый фарш, и все повторялось снова…

- про то, что лица не увидишь - я согласен, так как в большинстве случаев это правда. Применением специальных камер и выбором места их размещения можно увеличить вероятность распознавания лиц, но как Вы понимаете, даже самая дорогостоящая камера не рассмотрит лицо под маской. Но я предлагаю посмотреть на это с другой стороны. Дело в том, что по статистике сами сотрудники совершают более 70% краж в магазинах, кроме этого, в среднем такой сотрудник до того как его поймали, успевает украсть на сумму 50 000 рублей. А для идентификации сотрудников лицо видеть не обязательно, по походке, характерным жестам и одежде всегда можно узнать знакомого человека.

Например, в одной торговой точке была постоянная недостача товара. Просмотрев запись с камер было установлено, что в дни, когда тот или иной товар принимался по накладным фактически его не привозили (на камерах в зоне разгрузки коробок с товаром не было). Внутреннее расследование показало, что сотрудник принимавший товар и экспедитор поставщика были в сговоре, товар принимался по накладным, без фактической отгрузки в магазин, экспедитор его продавал за наличный расчет в другие торговые точки, а деньги делили. При этом не потребовалась рассматривать лица преступников, достаточно было установить тот факт что товар не отгружен фактически.

  - В настоящее время соотношение цена/качество услуг ЧОП позволяет эффективно пользоваться их услугами. Но специфика работы ЧОП такова, что их сотрудники не вникают в бизнес-процессы предприятия. Их дело «поставил на охрану»  - «снял с охраны», если есть срабатывание – выезжаем на объект.

hijeck

В одном магазине как обычно 28 декабря пришло много товара, товар разместили где могли, в том числе и в проходах, поэтому хозяин магазина сам ставил и снимал магазин с охраны, контролируя наличие товара. После праздника 2 января после снятия магазина с охраны оказалась недостача товара. Позвонили в ЧОП – срабатывание сигнализации не было. Просмотрев камеры наблюдения установили, что менее получаса после закрытия магазина 31 декабря и постановки его на охрану группа разнорабочих «узбеков» сняла магазин с охраны (они знали код), позвонили в ЧОП, сказали что забыли мобильник, вынесли товар (в основном продукты), поздравили сотрудников ЧОП с наступающим Новым Годом и поставили магазин на охрану. Сотрудник ЧОП не сделал повторную запись в журнале вскрытия, поэтому факт хищения вскрылся только после просмотра записи камер видеонаблюдения.

Кроме этого отмечу, что запись звука в районе кассы поможет Вам разрешить конфликтные ситуации с покупателями и контролирующими органами.

А вот играть в шпионов, устанавливая скрытые камеры – в большинстве случаев пустая трата денег.

Поэтому правило три состоит  в том, что систему видеонаблюдения следует установить не только для безопасности, но и для повышения эффективности работы.

Далее я хочу более подробно рассказать о некоторых  особенностях работы систем безопасности.

Самая распространенная система безопасности конечно сигнализация. Говоря слово сигнализация мы должны понимать, что как правило, идет речь об охранной или о пожарной сигнализации. При этом следует помнить, что в каждой современной системе видеонаблюдения так же реализованы базовые функции охранной/пожарной  сигнализации. Существуют и специализированные системы сигнализации, например о радиационном заражении, но для бизнеса они не представляют интереса, поэтому давайте их опустим.

Задача сигнализации состоит в том, что при наступлении события (выражаясь формально «нарушении периметра» или «пожар») подать об этом сигнал.

Вопрос в том, кто этот сигнал примет и в каком виде он будет подан. Конечно, хорошо чтобы сигнал шел в полицию или вневедомственную охрану. Можно включить сирену, заблокировать двери и произвести много других действий, но я считаю немаловажным чтобы сигнал пришел и к ответственному лицу предприятия.

 Поэтому четвертое правило – получайте сообщения системы сигнализации.

Зачем? Спросите Вы. Дело в том, что немало случаев, когда охранные предприятия по каким-то причинам не могут оперативно приехать и намеренно скрывают факт получения сигнала. Кроме этого,  не на каждом предприятии есть системы протоколирования полученных сигналов, в большинстве случаев система протоколирования представляет собой журнал, который ведет дежурный «аккуратно» записывая в него выезды по сигналу «Тревога». Получив сигнал, ответственное лицо предприятия может связаться с охранным предприятием и поинтересоваться, получили ли они сигнал и что предприняли. Если Вы будете получать много «ложных» сигналов – отремонтируйте систему сигнализации.

При подаче сигнала «Тревога» имеется возможность установить некоторую задержку, это задержка на время легального отключения сигнализации (задержка снятия). При установке задержки снятия Я рекомендую придерживаться

 Пятого правилаНе устанавливайте задержку снятия.

Как вариант, допустимо оставить задержку для выдачи сообщения на пульт охраны, но срабатывание сигнализации (сирены) в момент снятия позволит Вам понять, что СИГНАЛИЗАЦИЯ РАБОТАЕТ. Мне так же как и Вам неприятен звук сирены, но поверьте, никакие «профилактические работы» проводимые с периодичностью, определенной договором на обслуживание, не позволят Вам точно знать, что Сигнализация ИСПРАВНА. Напротив, этот совет избавит Вас от необходимости заключать такой договор и ежемесячно платить за обслуживание. Если сигнализация не сработает – вызывайте обслуживающую компанию, если таких случаев много – смените обслуживающую компанию. Кроме этого сотрудник, который планирует совершить хищение, скорее всего, подыщет для работы другую компанию.

Сигнал тревоги передается по каналам связи. Следует отметить то, что подача сигнала по радиолинии наиболее быстрый вид оповещения, не менее действенный способ - набор телефонного номера. Конечно, эти способы имеют и недостатки, так радиолинии подвержены помехам, а телефонный набор может быть невозможен. Поэтому комбинация этих способов подачи сигнала или их дублирование дает наилучшие результаты.

Неплохо, когда сигнал подается при помощи электронной почты и СМС. Но Вы должны учитывать, что задержки письма и/или СМС могут быть значительными, иногда более 30 минут. Поэтому об оперативности здесь не может быть и речи, но в сообщениях будет указано точное время и дата «события», копии писем и СМС остаются на серверах операторов связи, поэтому в случае необходимости,  будет легче доказать, что событие имело место и оповещение о нем действительно было.

Поэтому хорошо,  когда оповещения о событиях посылаются одновременно по телефону и/или радиоканалу и СМС и/или электронной почте.

Правило шесть – дублируйте пути прохождения сигнала «Тревога»

Если набор способов передачи сообщений у большинства систем стандартный и мы никак не можем на это повлиять, то «адекватность» этих сообщений в наших руках. Я сейчас имею в виду системное время. Современная система обязательно должна синхронизировать свое системное время с серверами точного времени. Например, охрана поймала преступника, но время получения сигнала различается часа на три с реальным временем да и дата может так же отличаться. В суде найдется много очевидцев что в это время и в эту дату преступник был например в музее. Дело в том, что данные зарегистрированные при помощи технических средств по нашему законодательству не требуют доказательств. Будет выглядеть глупо, если Вы начнете доказывать в суде, что Ваша система безопасности была неисправна…..

Отсюда правило семь – синхронизируйте  время охранных систем с серверами точного времени.

Я рассказал об основных правилах, которые мы постоянно используем в нашей работе. По вопросам, которые возможно у вас возникли, Вы можете обратиться в нашу компанию по электронной почте info@dvrcloud.ru.


Возврат к списку